суббота, 25 октября 2014 г.

Проекты и проектные задачи в начальной школе

Как уже писала ранее, с 23 октября обучаюсь на курсе "Проекты и проектные задачи в начальной школе", направленный на формирование умения педагогов организовывать проектную деятельность школьников в соответствии с ФГОС.
В рамках курса необходимо проанализировать текст примерной образовательной программы на предмет включения проектной деятельности в школьную практику.

Задания:
1. Выделите и зафиксируйте фрагменты текста программы, которые связаны с проектной деятельностью.
2. Подумайте, почему проектной деятельности уделяется такое внимание.
3. Существует мнение: что проектные задачи должны  способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки. Как вы считаете, так ли это? Свое мнение аргументируйте и приведите примеры из своей практики. Подкрепите свои рассуждения цитатами из образовательной программы (с указанием пунктов разделов и страниц).
 (Ссылки на внешний сайт.)на предмет включения  проектной деятельности в школьную практику.

Ну что же, начну выполнять данные задания:
1. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает проектно-исследовательскую деятельность.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включает первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Одним из основных видов деятельности и форм занятий с обучающимися является:
выполнение и презентация совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, 
- разработка и реализация различных проектов в рамках предметов (коллективные, групповые и индивидуальные проекты), 
- создание и реализация коллективных природоохранных, экологических проектов. 
В результате освоения программы выпускник начальной школы получит возможность понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.
Проектная деятельность является одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает организацию проектно-исследовательской деятельности.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, в том числе проекты.
В результате освоения программы выпускник начальной школы получит возможность понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.


2. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. 
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.


3. Полностью согласна с тем, что проектные задачи должны  способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов). В соответствии с ФГОС, проектная задача - это задача, в которой "через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей". Таким образом, проектные задачи по своему определению направлены на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно. Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным. Во время работы у учащихся формируется коммуникативная компетентность в сотрудничестве, позитивная самооценка, самоуважение, способность к организации деятельности и управление ею, умение решать творческие задачи, умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формиро вание навыков, необходимых для жизни и работы в современ ном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобре тут опыт работы с гипермедийными информационными объ ектами, в которых объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникаци онных технологий или размещаться в Интернете, что несомненно будет являться метапредметным результатом и в проектной деятельности учащихся. (п.2.1.2 стр.44 ОП НОО). 
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя кол лективных и групповых творческих работ, а также элементар ных доступных проектов получат первоначальный опыт ис пользования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий, овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и ло гическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: це леполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов де ятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий (п.2.9 стр.74 ОП НОО).
Иностранный язык обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную куль туру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует общему речевому развитию учащегосяразвитию произвольности и осознанности монологичес кой и диалогической речи; развитию письменной речи;  формированию ориентации на партнёра, его высказыва ния, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мне ние в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традици ями других народов и мировой культурой создаёт необходимые усло вия для формирования личностных универсальных действий - формирования гражданской идентичности личности, преиму щественно в её общекультурном компоненте, и доброжелатель ного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге (п.4.3 стр.102-103 ОП НОО). Всё это применимо и к проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Четвёртый раздел Примерной ОП НОО раскрывает основное содержание духов но- нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности. 
Проектные задачи могут быть инструментом оценки:
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки сформированности внутренней позиции обучающегосясформированности основ гражданской идентичности;  сформированности самооценки, включая осознание сво их возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности мотивации учебной деятельности; знания моральных норм и сформированности морально -этических суждений (п.8.2 стр.175-176).
Оценка метапредметных результатов представляет со бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые на правлены на анализ и управление своей познавательной дея тельностью (п.8.2 стр.178).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам (п.8.2 стр.180). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий