вторник, 1 января 2013 г.

Святки

Дети. Пришла Коляда – отворяй ворота!
Хозяйка. Кто там?
Дети. Это мы, колядовщики.
Хозяйка. Проходите, гости дорогие!
Дети. Здравствуй, хозяюшка.
Дети кланяются.
1-й колядовщик. Позвольте в горенку войти.
2-й колядовщик. В горенку войти да на лавочку сесть.
3-й колядовщик. На лавочку сесть да песенку спеть.
Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта! 


Хозяйка (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие? 
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю! 
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю! 
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу! 
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!
Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу! 
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю! 
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами! 
4-й колядовщик. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?
5-й колядовщик. Денег мешок или каши горшок?
6-й колядовщик. Кувшин молока или кусок пирога?
7-й колядовщик. Копеечки да конфетки или гривеннички да прянички?
Хозяйка. Ай вы, хитрые ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака) 
Домик деревянный,
В домике - водица. (колодец) 
Плачет, плачет рёвушка,
Бедная головушка.
Плачет летом и весной,
А осеннею порой
Так рыдает, так рыдает,
Что почти не высыхает! (дождь) 
Белая овечка,
Золочёны рожки.
Днём ей не пасётся,
По ночам не спится! (месяц) 
Не лёд, не снег, а тает. (свеча) 
Деревянный великан
По лесам-полям шагал.
Через реченьку шагнул
Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают, получают маленькие призы
Колядовщик: Собирайся, народ, 
В хоровод, в хоровод!
Дети водят хоровод и поют русскую народную песню «Вейся, вейся, капустка моя», под которую закручивают и раскручивают спираль хоровода.
Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая!
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не навиться?

Развивайся, капустка,
Развивайся, белая моя!
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не развиться?
Хозяйка. А теперь игра на развлечение,
С большим-большим значением. 
Чтоб был долог колосок,
Чтоб лен рос высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши.
Игра «Салки» под звуки гармони.
Дети обращаются к хозяйке.
1-й колядовщик. Добрая хозяюшка,
Дай коровку,
Масляну головку.
2-й колядовщик. Подавайте, не ломайте,
Не закусывайте!
3-й колядовщик. Не дадите пирога – 
Сведем корову за рога!
4-й колядовщик. Не дадите блинка – 
Мы в хозяина пинка!
Хозяйка топает ногой, смеясь, говорит.
Хозяйка. Еще не наплясались, не напелись,
А уж угощенья захотели?
Погодите же, постойте, 
Песенку сначала спойте.
Дети поют щедровку «А дай Бог тому, кто в этом дому».
А дай Бог тому, 
Кто в этом дому!
Припев: Добрый вечор, щедрый вечор,
Добрым людям на здоровье!
И житье-бытье,
И богачество!
Припев: Добрый вечор, щедрый вечор,
Добрым людям на здоровье!
И дари, Господь,
Лучше того!
Припев: Добрый вечор, щедрый вечор,
Добрым людям на здоровье!
Девушки. А не погадать на свою судьбу?
Хозяйка. Ну что ж, девушки-красавицы, присаживайтесь. Я беру блюдо. Давайте, девушки красны, колечки, брошки, сережки. Пойте песни, по очереди колечки из блюда вынимайте. Кому под какую песню кольцо вынется, такая и судьба ей будет.
Святочное гаданье.
Девушки складывают предметы в блюдо, хозяйка накрывает его платком. Фольклорный ансамбль поет подблюдные песни.
Фольклорный ансамбль.
Взошли, взошли на поднебесье часты звездочки,
Светят ярко, землю освещают.
Ярче них горит ясный месяц,
Месяц-дружок, золоченый рожок.
Освещает месяц путь-дороженьку,
Освещает месяц чисто полюшко.
Как на этом чистом поле 
Справный дом стоит.
У того дома крыльцо красное,
Ступени тесовые да окна широкие.
Кому песню поем, тому слава!
Хозяйка (вынимает предмет). Чье кольцо?
1-я девушка. Мое!
Хозяйка. Будешь жить в новом доме. (Отдает девушке кольцо.)
Фольклорный ансамбль.
За рекой мужики живут богатые,
Гребут золото да все лопатою.
Кому спели, тому добро,
Тому сбудется, не минуется!
Хозяйка (вынимает предмет). Чья брошь?
2-я девушка. Моя!
Хозяйка. Будешь жить богато. (Отдает девушке брошь.)
Фольклорный ансамбль.
Росли-вырастали в саду цветики,
В саду цветики да розан аленький.
Краше всех цветиков и розана
Вырастал в саду пригожий мак.
Макова головушка, сердечная зазнобушка.
Только добрый молодец
Ручку даст шелковую,
Подарит ленту красную, 
Да скажет слово ласково.
Кому песню поем, тому слава.
Хозяйка (вынимает предмет). Чье кольцо?
3-я девушка. Мое!
Хозяйка. Муж красивый попадется. (Отдает девушке кольцо.)
Фольклорный ансамбль.
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садика зеленого
Выходила туча грозная,
Вела с собою гром и молнию.
Отгрохочет гром, отсверкает молния,
Но опять наступит время ясна солнышка.
Кому песню поем, тому слава.
Хозяйка (вынимает предмет). Чьи сережки?
4-я девушка. Мои!
Хозяйка. Свекровь строгая будет. (Отдает девушке сережки.)
Хозяйка. Повеселились вы на удивленье, заслужили угощенье. Вот каждому из вас по копеечке да по прянику-козульке.
1-й колядовщик. Дай, Господи, нашей хозяюшке
Пожилось, побылось,
На двор много лилось!
2-й колядовщик. У хозяюшки в дому, чтоб велись ребятки, 
Цыплятки, утятки, козлятки, поросятки!
Все.  Счастье да любовь!
Хлеб да соль!
Да совет на долгий век!
Кланяются.
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому!
Все вместе поют колядку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий