пятница, 13 апреля 2012 г.

УДМУРТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Уя зазег, уя чöж (Плыви гусь, плыви утка)
Дети встают парами, держась высоко за руки, в колонну друг за другом. 1 ребенок впереди. Машут руками и поют:
Зазег уя, чöж уя
Мур вуосты яратэ, яратэ.
Милям Таня пиез (нылэз) тэрга
Кинэ яраэ, яратэ.
В это время тот, кто стоял впереди идет под руками и выбирает себе пару:
Мишаез со яратэ, яратэ.
Образовавшаяся пара встает сзади, а тот, кто остался один, идет вперед. Игра продолжается.

Ми таримес кизими. (Мы просо сеяли, сеяли)
Дети идут навстречу друг другу стенка на стенку
- Ми таримес кизими, кизими.
- Ми таридэс лёгомы, лёгомы.
- Маин бен тü лёгоды, лёгоды?
- Ми валъёсмес басьтомы, басьтомы.
- Маин бен тü басьтоды, басьтоды?
- Ми сётомы Сю манет, Сю манет.
- Ми коньдондэс ум басьтэ, ум басьтэ.
- Маин бен тü басьтоды, басьтоды?
- Чебер нылдэс басьтомы, басьтомы. (Луоз пиез но.)
- Ми жытолбыт борьдüмы, борьдüмы.
- Ми жытолбыт тэтчамы, тэтчамы.

Трифон агай
Все играющие встаю в круг, одни по середине. Он – Трифон агай. Поют:
У дяди Трифона семеро детей,
Семеро детей, семь сыновей.
И едят они и пьют,
Друг на друга смотрят.
После этих слов Трифон агай выполняет разные  движения, которые повторяют все остальные. Кто выполняет неправильно или не успевает выполнять движения, меняется с Трифоном местами.

Марусямы чабейзэ кизе ни (Сеяла Маруся пшеницу)
Ребята образуют круг, выбирают ведущего. Ведущий – Маруся – стоит в середине круга. Во время пения Маруся показывает разные движения:
сеет, жнет, снопы вяжет, снопы ставит, молотит, мелет муку, хлеб печет.
Марусямы чабейзэ кизе ни,
Марусямы, Марусямы чабейзэ кизе ни.
Марусямы чабейзэ ара ни,
Марусямы, Марусямы чабейзэ ара ни.
Марусямы культозэ керттэ ни,
Марусямы, Марусямы культозэ керттэ ни.
Марусямы культозэ пуктэ ни,
Марусямы, Марусямы культозэ пуктэ ни.
Марусямы чабейзэ кутса инь.
Марусямы, Марусямы чабейзэ кутса инь
Марусямы чабейзэ изэ инь,
Марусямы, Марусямы чабейзэ изэ инь.
Марусямы чабей нянь пыже инь,
Марусямы, Марусямы чабей нянь пыже инь.

 УДМУРТСКИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
 Тупен но котырес гожен
Чертится круг диаметром 2 м. В середине круга – 1 человек (водящий), остальные – стоят лицом в круг за линией, им в круг заходить нельзя. Водящий кидает кому-нибудь мяч, поймавший пытается попасть в того, кто в кругу (водящий не должен выходить за круг). Кто попадет в водящего – меняется с ним местами. Игра может продолжаться долго.

Тупен – гопен
Перед началом игры каждый делает себе маленькую ямочку и встает около нее. Ямки делаются по прямой линии на расстоянии 20-30см. В 4-5 метрах параллельно слева чертится линия. Одни ребенок (водящий) стоит за линией с мячом в руках. Он катит мяч к ямке. Если мяч попадает в яму – играющие убегают, а тот, в чью ямку закатился мяч, берет мяч и старается попасть в убегающих. В кого попали – становится вводящим. Если мяч не попадает в ямку, то делается новая попытка.

Тупен шудон
Ребята встают за линию. У каждого игрока вареное яйцо. Они на раскладывают яйца на расстоянии 15-20см друг от друга. Играющие по очереди катят мяч (из коровьей шерсти). Если попадает в яйцо – то забирает его себе. Если не попадает – выходит из игры. Выигрывает тот, кто набрал больше вареных яиц.

 Сидячие и подвижные удмуртские игры
 ШЫРЕН КОЧЫШ (Кошки-мышки)
Все играющие встают в круг, взявшись за руки. Выбирают двух ребят по желанию или по считалке:
Кык, тямыс – дас куать,
Кыкнамы но öдиг кадь.
Один из которых – кошка, другой – мышка. Мышка – в кругу, кошка – за кругом. По команде кошка начинает ловить мышку. Ребята то поднимают, то опускают руки – впуская и выпуская кошку и мышку. Когда кошка поймает мышку, то они выбирают новых игроков.


НОМЕР ТЫРОН
Старинная игра. Играть можно сидя и стоя. Выбирают ведущего по считалке:
Öдиг, кык, куинь,
Курег пуз ныгыльтык.
Все играющие образуют круг по три человека, за руки не берутся. Ведущий всем на ухо шепотом говорит номера. Сам называет три номера. Игроки, чьи номера были названы, должны поменяться местами, а ведущий должен занять освободившееся место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
  
ВУМУРТ
Выбирают водяного:
Куар вылын нумыр кылле,
Сое поттыны кулэ.
Все играющие встают в круг, а водяной встает в середине круга на корточках. Игроки поют:


Вумурт, вумурт,
Мар пукиськод ву улын?
Пот, пот кöня ке дырлы,
Учкыны кöня ни час.
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час,
Посмотреть который час.
 После этих слов водяной встает, закрывает глаза и ищет ребят. Водяной должен отгадать того, кого поймал. Если отгадывает – пойманный становится водяным.
  
СУКЫР ТАКА
В начале игре по считалочке выбирают Сукыр Така:
Ик-чук, гондыр Кук,
Беки-буки, тук.
Этот человек встает в середину круга, ему завязывают глаза и крутят на месте. Затем он ловит и угадывает игрока. Если угадал – меняются местами, если нет – остаются.

ПИС БЕКМЫЛЬТОН (Урони полено)
В начале игры посередине круга ставят тюльку или полено. Ребята образуют круг, взявшись за руки. Они толкают друг друга, стараясь, чтобы кто-то уронил полено. Если кто-то задел, но не уронил – то не считается. А тот, кто уронил – выходит из игры. А игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек. Играть должны одновозрастные дети.

 ТОДЭМЕН ШУДОН (Отгадай-ка)

В начале игры проводят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Все игроки делятся на 2 группы. Одна группа стоит между этими линиями, а другая за левой линией. 1-я группа спрашивает:
Ой, лё-лё-лю,
Ой, лё-лё-лю!
Ма бичаськомы?
(Показывают движения)

- Сяська октüськоды?
- Ум!
- Намер октüськоды?
2-я группа отгадывает, что изображает первая группа. Если они отгадывают, то должны поймать 1-ю группу, которая перебегает за противоположную линию. Те, кого поймали, становятся игроками их команды. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не окажутся в одной команде. Затем группы меняются местами.


КУБИСТА ЙЫР (Капустная голова)

Выбирают двух водящих по считалке:
Икча-кукча, кут лобзиз,
Собере вуэ усиз.

Одни из них – сторож капусты, другой – капуста. Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону. Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: ”Капуста поспела!” После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой. Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков. После того, как кого-то заляпал, кричит ”Поймал вора!”. Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.


ВÖЙ ГÖРШОК (Горшочек масла)

Выбирают двух человек: один – Анай, другой – Кочыш. Все игроки садятся друг за другом, расставив широко ноги. Кошка уходит в  сторонку. А мама шепотом называет сидящим игрокам названия еды: масло, сметана, кефир, мед и др. После этого мама зовет кошку. Мама говорит: ”Чильык-чальык, корт замок!” и изображает руками, как будто  закрывает замок. После этого отдает кошке воображаемые ключи и говорит: ”Горшки не трогай”. Только мама уходит, кошка все горшки ”роняет” на бок, а сама уходит в сторону и говорит: ”Мяу!” Мама приходит со словами: ”И это съел, и то съел”. Поднимает, называет названия еды. После этого все начинают ловить кошку. Если ловят – то кошка становится игроком. Выбирают новых водящих.

  ВЕНЬ ЧАБЪЯН, ЯКЕ КРОК-КОТИК
Ала-така,  бала-така,
Кырыж ката, гын ката.

- Маар кариськод?
- Вень чабъясько.
- Мар карод венен?
- Пуйы вуро.
- Мар карод пуйыен?
- Пöсь кöльы тыро.
- Мар карод пöсь кöльыен?
-Пиналъёслы зüръяло.
- Ма понна?
- Чечыен та-а быдза гöршокме сииллям.
- Сииды-а бен, пиналъёс?
- Ö-ö-öм!
- Сииды ук бен!
- Ö-ö-öм!

2 комментария: