Как уже писала ранее, с 23 октября обучаюсь на курсе "Проекты и проектные задачи в начальной школе", направленный на формирование умения педагогов организовывать проектную деятельность школьников в соответствии с ФГОС.
В рамках курса необходимо проанализировать текст примерной образовательной программы на предмет включения проектной деятельности в школьную практику.
Задания:
1. Выделите и зафиксируйте фрагменты текста программы, которые связаны с проектной деятельностью.
2. Подумайте, почему проектной деятельности уделяется такое внимание.
3. Существует мнение: что проектные задачи должны способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки. Как вы считаете, так ли это? Свое мнение аргументируйте и приведите примеры из своей практики. Подкрепите свои рассуждения цитатами из образовательной программы (с указанием пунктов разделов и страниц).
Ну что же, начну выполнять данные задания:
1. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает проектно-исследовательскую деятельность.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся включает первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Одним из основных видов деятельности и форм занятий с обучающимися является:
- выполнение и презентация совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов,
- разработка и реализация различных проектов в рамках предметов (коллективные, групповые и индивидуальные проекты),
- создание и реализация коллективных природоохранных, экологических проектов.
В результате освоения программы выпускник начальной школы получит возможность понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.
Проектная деятельность является одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает организацию проектно-исследовательской деятельности.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, в том числе проекты.
В результате освоения программы выпускник начальной школы получит возможность понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.
2. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
3. Полностью согласна с тем, что проектные задачи должны способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов). В соответствии с ФГОС, проектная задача - это задача, в которой "через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей". Таким образом, проектные задачи по своему определению направлены на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно. Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным. Во время работы у учащихся формируется коммуникативная компетентность в сотрудничестве, позитивная самооценка, самоуважение, способность к организации деятельности и управление ею, умение решать творческие задачи, умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формиро вание навыков, необходимых для жизни и работы в современ ном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобре тут опыт работы с гипермедийными информационными объ ектами, в которых объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникаци онных технологий или размещаться в Интернете, что несомненно будет являться метапредметным результатом и в проектной деятельности учащихся. (п.2.1.2 стр.44 ОП НОО).
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя кол лективных и групповых творческих работ, а также элементар ных доступных проектов получат первоначальный опыт ис пользования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий, овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и ло гическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: це леполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов де ятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий (п.2.9 стр.74 ОП НОО).
Иностранный язык обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную куль туру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует общему речевому развитию учащегося; развитию произвольности и осознанности монологичес кой и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказыва ния, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мне ние в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традици ями других народов и мировой культурой создаёт необходимые усло вия для формирования личностных универсальных действий - формирования гражданской идентичности личности, преиму щественно в её общекультурном компоненте, и доброжелатель ного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге (п.4.3 стр.102-103 ОП НОО). Всё это применимо и к проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Четвёртый раздел Примерной ОП НОО раскрывает основное содержание духов но- нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
Оценка метапредметных результатов представляет со бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые на правлены на анализ и управление своей познавательной дея тельностью (п.8.2 стр.178).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам (п.8.2 стр.180).
2. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
3. Полностью согласна с тем, что проектные задачи должны способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов). В соответствии с ФГОС, проектная задача - это задача, в которой "через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей". Таким образом, проектные задачи по своему определению направлены на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно. Проектная задача, в отличие от проекта, предполагает формулировку проблемы самими учащимися. Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретении умения применять их в нестандартных ситуациях, приближенных к реальным. Во время работы у учащихся формируется коммуникативная компетентность в сотрудничестве, позитивная самооценка, самоуважение, способность к организации деятельности и управление ею, умение решать творческие задачи, умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формиро вание навыков, необходимых для жизни и работы в современ ном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобре тут опыт работы с гипермедийными информационными объ ектами, в которых объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникаци онных технологий или размещаться в Интернете, что несомненно будет являться метапредметным результатом и в проектной деятельности учащихся. (п.2.1.2 стр.44 ОП НОО).
Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя кол лективных и групповых творческих работ, а также элементар ных доступных проектов получат первоначальный опыт ис пользования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий, овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и ло гическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: це леполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов де ятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий (п.2.9 стр.74 ОП НОО).
Иностранный язык обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную куль туру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует общему речевому развитию учащегося; развитию произвольности и осознанности монологичес кой и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказыва ния, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать со беседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мне ние в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традици ями других народов и мировой культурой создаёт необходимые усло вия для формирования личностных универсальных действий - формирования гражданской идентичности личности, преиму щественно в её общекультурном компоненте, и доброжелатель ного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге (п.4.3 стр.102-103 ОП НОО). Всё это применимо и к проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Четвёртый раздел Примерной ОП НОО раскрывает основное содержание духов но- нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
Проектные задачи могут быть инструментом оценки:
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки сформированности внутренней позиции обучающегося; сформированности основ гражданской идентичности; сформированности самооценки, включая осознание сво их возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности мотивации учебной деятельности; знания моральных норм и сформированности морально -этических суждений (п.8.2 стр.175-176).Оценка метапредметных результатов представляет со бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые на правлены на анализ и управление своей познавательной дея тельностью (п.8.2 стр.178).
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам (п.8.2 стр.180).
Комментариев нет:
Отправить комментарий