пятница, 13 апреля 2012 г.

Проект по классному самоуправлению "КЛАССНЫЙ ГОРОД"


Начиная работу по формированию воспитательной системы в классе, хочется  обозначить проблему взаимоотношений и самоорганизации в классном коллективе. В классе выбраны органы самоуправления, но действуют они преимущественно по инструкции педагога. Учащиеся не могут сами организоваться для выполнения коллективных дел, есть проблемы с распределением работы между собой.
Самоуправление учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности. Важно, чтобы  дети были не только объектом учебно-воспитательного процесса, но и ее активным субъектом. Учащиеся -  не только ведомые, а союзники и единомышленники.
Данный проект рассчитан на учащихся 5 класса.

Важность создания органа ученического самоуправления бесспорна с самого начала работы в классе.  Хотелось бы с самого первого дня создать особый морально-психологический климат в нашей классной семье, где бы складывались гуманные отношения между учениками, где бы дети могли проявить свои способности, творчество, инициативу.
Структура ученического самоуправления должна быть интересной формой жизни в классе, в которой маленький человек должен ощутить свою значимость и мог бы постепенно готовиться к взрослой жизни, сохраняя детство.
   Цель проекта: содействие духовному росту каждого участника  (самосовершенствование, изменение собственного сознания), гармонизация потребностей личности и осознание своего места в классном коллективе.
   Задачи проекта:
  1. Активизировать учащихся  в участии самоуправления;
  2. Повысить уровень самостоятельности и  ответственности как показатель личностного роста.
  3. Определить уровень личностных достижений учащихся.
 Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
  • приобрести опыт управленческой деятельности;
  • раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
  • ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.

Методы развития классного самоуправления:
  1. Метод авансированного доверия;
  2. Метод ответственного поручительства;
  3. Метод  личного примера;
  4. Метод убеждения;
  5. Метод общественного мнения;
  6. Метод поощрения;
  7. Игры;
  8. Соревнования;
  9. Традиции.
       Для достижения перечисленных целей и задач необходимо соблюдение научно-обоснованных правил и требований к организации классного самоуправления. Это следующие принципы:
    1. Деятельное наполнение работы органов самоуправления.
    2. Социальная значимость деятельности самоуправления.
    3. Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.
    4. Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.
    5. Добровольность и выборность органов самоуправления.
    6. Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
    7. Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
    8. Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.
    9. Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.
    10. Взаимодействие всех органов самоуправления.
    11. Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.


Продолжительность проекта – 2010-2011 учебный год (начальная стадия проекта, т.к. действенное самоуправление невозможно наладить за один год, думаю, что данный проект найдет свое продолжение и в последующие годы работы с данным классом).

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
      Для достижения поставленных целей необходимо создать организационную структуру ученического самоуправления:
СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЛАССА

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе необходимо упираться на следующие принципы:
  • Педагогическое руководство, т.е.наличие педагога-консультанта(классного руководителя).
  • Предметность деятельности, т.е. органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.
  • Единое планирование, т.е. создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.
  • Выборность и составленность органов самоуправления, т.е. в одни органы его члены будут избираться, в другие будут входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления.
  • Сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности.
  • Построение самоуправления снизу вверх.
  • Демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления.
  • Согласие, т.е.после принятия решения  действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.

Функции самоуправления реализуются через постоянные и временные группы, которые создаются для организации и проведения коллективных творческих, традиционных классных и школьных дел.

Результатами проекта могут быть:
- классная газета
- герб класса
- флаг класса

С целью улучшения морально-психологического климата класса (что несомненно влияет на организацию самоуправления) будут проводиться классные часы психологической и нравственной направленности:
№ п/п
Мероприятие
Форма
Сроки
Примечание
1.       
"Мы выбираем – нас выбирают"
Классный час - выборы актива класса
Сентябрь
Цель: выявить лидеров в классе, определить организационную структуру коллектива, распределить поручения между учениками
2.       
"Мой помощник – Внимание"
Психологический классный час – игровой тренинг
Октябрь
Цель: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание, мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания, пробудить интерес к самосовершенствованию, саморазвитию
3.       
"Настоящий друг"
Деловая игра
Ноябрь
Цель: воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству
4.       
"Познай самого себя"
Классный час (самооценка личности)
Декабрь
Цель: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
5.       
"Учимся сотрудничать"
Деловая игра
Январь
Цель: способствовать утверждению положительной оценки таких моральных качеств, как дружелюбие, деликатность, толерантность; побуждать детей к совместной деятельности, к разумному общению в процессе работы; способствовать выработке правильной самооценки.
6.       
"Азбука общения".
Групповая игра
Февраль
Цель: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.
7.       
"Учимся быть культурными"
Классный час
Март
Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
8.       
"Привычки  - хорошие и плохие"
Классный час – путешествие
Апрель
Пропагандировать здоровый образ жизни; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.
9.       
"Поставь оценку классу"
диагностический классный час
Май
Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, оценить уровень работы классного самоуправления

  
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(план работы ученического самоуправления):

№ п/п
Наименование мероприятий
Ответственные за выполнение
Сроки
1.       
Выборы актива класса. Распределение поручений. (кл.час "Мы выбираем – нас выбирают")
Классный руководитель
Сентябрь
2.       
Составление плана работы
Актив класса
Сентябрь
3.       
Помощь в организации школьного питания
Совет культуры
В теч.года
4.       
Проведение турпохода
Совет культуры
Сентябрь
5.       
Подготовка к общешкольному празднику Урожая
Совет культуры
Октябрь
6.       
Диагностика воспитанности учеников класса (сбор и обработка данных).
Классный руководитель
Ноябрь
7.       
Чествование осенних именинников.
Совет культуры
Ноябрь
8.       
Рейд "Как живешь, дневник?"
Контрольно-инспекционный совет
Ноябрь
9.       
Собрание «Наши успехи и промахи» - итоги 1 четверти.
Учебный совет
Ноябрь
10.   
Подготовка к Новому году.
Совет культуры
Декабрь
11.   
Операция "Учебник"
Контрольно-инспекционный совет
Декабрь
12.   
Обсуждение итогов 2 четверти «Наши школьные дела».
Учебный Совет
Декабрь
13.   
Подготовка и участие в месячнике ГПВ
Совет культуры
Январь
14.   
Чествование зимних именинников.
Совет культуры
февраль
15.   
Итоги 3 четверти «Учимся на успехах и достижениях».
Учебный совет
Март
16.   
Рейд "Как живешь, дневник?"
Контрольно-инспекционный совет
Апрель
17.   
Чествование весенних именинников.
Совет культуры
Май
18.   
Итоги учебного года.
Совет культуры
Май
19.   
Диагностика воспитанности учеников класса (сбор и обработка данных).
Классный руководитель
Май
20.   
Рейд «Живи, книга!»
Контрольно-инспекционный совет
Май

Конкретные результаты.
·         Учащиеся обладают равными правами, выполняют посильные обязанности.
·         Класс пытается работать без помощи классного руководителя, организовывая все самостоятельно, когда ученики сами разбираются со своими проблемами.
·         Организовываются действия всех, кто принимает в них участие, и при этом учитывается мнение всех присутствующих, когда твой голос «засчитывается», вписывается в «интересы класса».
·         Делать вовремя и не забывать своих обязанностей.
·         Повышается требовательность к себе и товарищам.
·         Самораскрытие и самореализация личности.
Механизм оценки результатов.

Анкета «Успешность ученического самоуправления (для учащихся), с целью определения текущих и перспективных интересов учащихся:
1.      Ученическое самоуправление выражает и отстаивает ваши интересы или это необходимо учителям?
2.      Считаете ли вы престижным быть избранным в органы ученического самоуправления?
3.      Ученическое самоуправление приносит пользу именно вам, или вы мало знаете о том, чем оно занимается?
4.      Участвуете ли вы в работе органов ученического самоуправления, и приносит ли это вам удовлетворение?
5.      У вас в классе органы ученического самоуправления проводят много интересных дел, в которых вы с удовольствием участвуете в качестве зрителя (участника, активиста, организатора).
6.      Какую оценку по 10-бальной шкале вы поставили бы ученическому самоуправлению своего класса?

       Методика «Я хотел бы, мне  мешает и мне нужно»,  с целью выяснения: как хотели бы использовать свободное время (профессиональные и досуговые интересы учащихся и родителей):

Я хотел бы
Мне мешает
Мне нужно
Хотел бы научиться играть на гитаре
Лень, отсутствие денег.
Где-то заработать деньги и заставить себя ежедневно заниматься по самоучителю.
Хотел бы хорошо учиться
Но все настолько запущено, то уже и начинать бесполезно.
Нужны репетиторы или чья-то постоянная помощь.
Хотел бы дружить с девушкой из соседнего класса
стеснительность
Умение общаться.


        Диагностика успешности ученического самоуправления:
  1. Опросы:
- по определению отношения учащихся к школе, классу, товарищам, родителям, учителям, коллективу (удовлетворенность).
- по отношению к общественной деятельности и участию в ней.
-по выявлению коллективных ценностей (эмпатия, толерантность, доброта).
- по выявлению влияния коллектива на формирование личности .
-  по выявлению психолого-педагогического климата в коллективе.
- по выявлению демократических процессов в классе, школе.
2. Выяснение, какие активные формы коллективной деятельности используются в процессе обучения детей.
3. Выявление характера отношений между детьми и педагогами в самоуправленческой деятельности.
4. Составление таблицы привлекательности различных дел, которые учащиеся могли бы выполнять сами, в том числе то, что им предлагает улица, ТВ, двор или родители, школа, система дополнительного образования.
5. Выяснение, кого из взрослых учащиеся пригласили бы консультантом или советником  в свою организацию.
6. Выяснение, какие совместные дела, проекты ребята предложили бы к практическому решению.
7. Выяснение, какой видят свою организацию дети: каковы ее возможные цели, стимулы и мотивы, система управления, структура, участие, содержание деятельности.
8. проведение деловых, проектировочных игр с целью выявления возможных содержаний деятельности, лидеров и форм организации.
9. Выяснение, как соувязать учебную, внеклассную и досуговую деятельность в рамках детских организаций.



Перспективы дальнейшего развития проекта.
      Развитие классного самоуправления невозможно без прогностических оценок, без определения его направленности и без сопоставления мнения по этому вопросу учеников и классного руководителя.
- В будущем учащиеся должны будут сами организовывать все мероприятия, без наличия чьей-то посторонней помощи справляться с разными делами.
- Самоуправление должно быть таким, чтобы все в классе чувствовали себя равноправными.
- Самоуправление будет развиваться и перерастет в новое качество: сможем помочь другим классам, особенно младшим.
- Хотелось бы, чтобы самоуправление перешло  с нами в 6-й, 7-й и т.д. классы, оно должно «расти вместе с нами».

1.       

Комментариев нет:

Отправить комментарий